В 2024 году качество образования в Российской Федерации и, в частности, в Удмуртской Республике, будет оцениваться в рамках исследования Оценка качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (далее – Оценка).
Оценка проводится Федеральным институтом оценки качества образования.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится по следующим направлениям:
Математическая грамотность:
• анализ графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности
или ложности утверждения;
• решение реальных проблем, включающих экономию затрат и
экологические риски, средствами математики.
Читательская грамотность:
• анализ информации, представленной в нескольких текстах;
• критическое осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации.
Естественнонаучная грамотность:
• научное объяснение явлений;
• научная интерпретация данных и доказательств;
• понимание и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном, профессиональном, общественном).
Исследование проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном виде. Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.
Идеи Оценки сопоставимы с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, которая определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования». Важность исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально грамотный человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счета, а также применять свои навыки для личного или общественного развития».
В исследовании, в соответствии с федеральной выборкой, будет участвовать 4 общеобразовательные организации Удмуртской Республики, в том числе и МБОУ СОШ № 5 города Воткинска.